ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ НАВИГАТОР

Формирование агрессивного климата в школах: кто несет ответственность?

Проблема школьного буллинга давно перестала быть историей отдельных учеников. Сегодня речь идет о настоящей эпидемии агрессии и безнаказанности, которая охватывает российские учебные заведения. Известный российский психолог Лилия Фахрутдинова подробно осветила эту проблему в своем исследовании, раскрыв истинные масштабы бедствия и показав глубинные причины происходящего.

По словам Фахрутдиновой, в большинстве школьных классов вместо атмосферы сотрудничества и уважения царит атмосфера недоверия, страха и агрессии. Травмируются преимущественно спокойные и воспитанные дети, новички в классе или физически слабые ребята. Зачинщиками становятся лидеры криминального типа, чьи методы воздействия формируют среду социального давления и насильственной адаптации. Такое положение дел приводит к массовому распространению детской жестокости и деградации образовательной среды.

Фахрутдинова подчеркивает, что особенно ярко это проявляется в школах, где взрослые фактически участвуют в формировании системы буллинга. Например, учителя поддерживают сложившуюся иерархию и используют «авторитетов» класса для контроля поведения других учащихся.

На повестку дня выносится вопрос ответственности педагогов. Многие учителя предпочитают игнорировать или скрывать происходящее, оправдывая это желанием сохранить престиж учебного заведения. Из-за этого жертвы травли оказываются заложниками такой позиции, сталкиваются с дополнительными наказаниями и обвинениями со стороны взрослых по типу «сам виноват», «не провоцируй» и т.д.

Отсутствие эффективной воспитательной работы усугубляет проблему. Современные школьники лишены четких ориентиров и образцов правильного поведения, что порождает хаос и отсутствие понятий добра и зла. Воспитательная работа проводится формально, а ощущение одиночества и беспомощности вынуждают пострадавших оставаться в тени, боясь новых нападений.

Однако самое страшное последствие буллинга – формирование у подростков установки, что агрессия является единственным способом защиты и выживания. Психологические травмы и стрессовые состояния приводят к серьезным изменениям в развитии личности, формируя комплекс неполноценности и чувства постоянной угрозы.

Возможно, позиция Лилии Фахрутдиновой чересчур радикальна, и многие наши педагогические коллективы успешно справляются с буллингом, однако эта проблема есть, она достаточно масштабна и требует особого решения.

Для преодоления сложившейся ситуации необходимы кардинальные перемены в подходе к воспитанию и образованию. Прежде всего, важно пересмотреть роль преподавателя в образовательном процессе, предоставив возможность полноценно заниматься вопросами воспитания и психологической поддержки учеников. Для этого, наверно, пора уже наплевать на придуманный приоритет свободы личности над требованиями коллектива. Без этого возвращение гуманизма и справедливости в школу становится невозможным.

А самое главное – необходимо вернуть в школу воспитательную работу, основанную на четкой идеологии и национальных традициях, как это и делается в любом развитом государстве. У нас же такой сформулированной идеологии пока нет.

По-моему, нужно воскресить Макаренко…

Формирование агрессивного климата в школах: кто несет ответственность?