ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ НАВИГАТОР

Конфликт сквозь поколения: как объяснить агрессию учителя

Мы продолжаем публикации историй, в которых раскрываются взаимоотношения детей и педагогов. Наш проект направлен на честное отражение реальности учебного процесса, раскрытие настоящих чувств и переживаний учеников относительно педагогических методов и личности учителя. Мы стремимся показать обе стороны медали, чтобы педагоги смогли глубже понять внутренний мир обучающихся и создать комфортные условия для эффективного обучения.

Наш класс всегда был таким, про который учителя говорят «хуже класса я еще не встречала», а большинство родителей побывали в кабинете директора по поводу поведения детишек. Несмотря на это, я всегда была на хорошем счету – девочка-отличница, младшая сестра золотой медалистки, участвую во всех олимпиадах, контрольные стабильно пишу на 4-5. Так было где-то до 6 класса, когда на смену природоведению пришла биология. Конечно, учительница была наслышана о 6 «А» и некоторых его учениках, но выбора у неё не было, и она стала у нас преподавать. Уроки проходили настолько скучно, насколько это вообще возможно, она всегда просто читала учебник, а потом заставляла то же самое делать и нас. Где-то через полгода у нас с ней начались первые конфликты, причём случались они из-за сущих мелочей, когда ученики хихикали над картинками в учебнике или над смешными словечками. Это не были всплески хохота, это были просто тихие смешки и не более того. Учительнице это, конечно, не нравилось, и она из каждой подобной ситуации раздувала невероятных масштабов скандал, убегала жаловаться завучам и классному руководителю, а мы, зная, что у нас, мягко говоря, не самая лучшая репутация среди взрослых, всегда ожидали сильных нагоняев и получали их.

Я старалась особо не проявлять эмоций на её уроках, хотя мне всегда было смешно от шуток одноклассников, но я предпочитала перед учителями держать репутацию прилежной ученицы. И вот в один прекрасный день, я сидела на уроке биологии в прекрасном настроении и улыбалась. На столе у меня лежали тетрадь, пенал, учебник и телефон. Одета я была в обычную форму, а волосы были распущены (это важно!).

Учительница начала урок с вопроса «Лобанова, что у тебя настроение хорошее? Сейчас испорчу, у нас проверочная». Я совсем не поняла, почему она так резко обратилась ко мне и что плохого было в моей улыбке, но настроение хуже не стало. Я ей ничего не ответила, только кивнула головой и открыла учебник, чтобы повторить тему. Она раздала листочки, сказала убрать всё со стола, и мы стали писать проверочную. Пока мы писали, она сделала мне замечание касаемо моей причёски и в грубой форме попросила собрать волосы (дословно не помню). Я послушалась и продолжила писать. После проверочной я снова достала и положила на парту те же предметы, которые лежали на ней в начале. Телефоны лежали на столах практически у всех, но в тот день она почему-то решила отрываться на мне, поэтому подошла и схватила телефон со словами «вот вы сидите весь урок в своих мобильниках, а потом ничего не знаете, а вам в конце года контрольную писать по моему предмету» и продолжила гневную тираду о вреде мобильных телефонов. Всё это время она трясла мой телефон, и я боялась, что она его уронит и разобьёт.

Через пару дней ко мне подошла классная руководительница и сказала, что Наталья Николаевна (учительница биологии) просит мою маму прийти в кабинет директора и что меня вызывают на педсовет. Я, мягко говоря, была в шоке, потому что до этого всегда ходила к директору только забрать дипломы или какие-нибудь награды за олимпиады, а тут меня вызывают на педсовет, и будут ругать при маме и всех учителях! Я разозлилась, расстроилась, пришла домой и рассказала всё маме. И вот тут открылась очень интересная подробность. Так вышло, что почти все родители моих одноклассников, тоже когда-то были одноклассниками, а их учительницей была та самая Наталья Николаевна. Причем их класс был практически такой же, как наш, слишком веселый и не сильно озабоченный учебой. И их Наталья Николаевна ну очень не любила. Настолько, что на последнем звонке не приняла от них цветы и не пришла на выпускной. А теперь к ней пришли учиться их дети, и, видимо, мы чересчур напоминали ей наших родителей. Других объяснений её поведению я найти не могу.

Мама сказала ничего не бояться, потому что ничего, выходящего за рамки, я не сделала, и что мы со всем разберемся. Где-то через неделю состоялся педсовет, на котором происходило что-то странное, потому что претензии ко мне были только у учительницы биологии, а остальные учителя пришли послушать что же такого я натворила, а потом даже стали меня защищать. Завучи и директор молчали. Претензия Натальи Николаевны ко мне заключалась в следующем: я сижу на уроке с распущенными волосами, а на парте у меня лежит телефон. Наталья Николаевна обвиняла наш класс во всех проблемах вселенной, кричала, ругалась, разве что только в драку не полезла. Остальные учителя, как и моя мама, быстро поняли, что это абсурдная ситуация, но у меня уже глаза были на мокром месте, и я где-то у себя в голове убедила себя, что все присутствующие меня ненавидят и будут ругать, так что даже не слышала, что говорили другие учителя. Как только нам сказали, что мы можем быть свободны, я пулей вылетела из кабинета и из школы, напоследок сказав что-то грубым тоном (в духе «да ну вас всех»).

Мама меня догнала, и я увидела, что она смеётся. Тогда я немного успокоилась, поняв, что она не будет сейчас меня ругать, но продолжала плакать навзрыд, настолько мне было горько и обидно.

Мама объяснила мне, что все учителя и директор в курсе причин такого отношения Натальи Николаевны к нашему классу, поэтому они ищут второго учителя биологии, чтобы и ей снизить нагрузку, и нам не портить оценки. Мама тогда очень меня поддержала, мы еще немного прогулялись, и уже через час я вспоминала этот ужас со смехом и улыбкой.

На следующий день меня подозвала завуч по воспитательной работе и сказала, чтобы я сильно не расстраивалась из-за этого педсовета, пошутила, что, если в нашей школе ты ни разу не был на ковре у директора – считай не учился, напоила вкусным чаем и попросила не грубить и не злиться на Наталью Николаевну.

Правильными ли были действия педагогов? Не знаю. Конечно, переносить обиду с одного поколения на другое – не очень хорошо. С другой стороны, возможно, учительница была настолько закомплексована, настолько не уверена в себе, что принимала наши шутки над картинками в учебнике на свой счёт и думала, что смеёмся мы над ней. Хотя, повторюсь, другие классы делали вещи в разы хуже и максимум, что получали – замечание в дневник. Так что я всё же склонна считать, что какие-то наши фразочки и повадки, перенятые от родителей, были катализатором её ненависти к нам.

Не думаю, что имею право судить ту учительницу, после того педсовета таких резонансных ситуаций, конечно не было, но тройку в году она мне вывела. Было неприятно.

Подводя итог моему рассказу, хочу лишь сказать, что я эту учительницу простила и никакого зла на неё не держу. Сейчас я учусь в университете и готовлюсь стать учителем иностранного языка.

Елизавета Л.

Конфликт сквозь поколения: как объяснить агрессию учителя