ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ НАВИГАТОР

Наталья Касперская: цифровизация образования должна быть запрещена

Наталья Касперская, президент ГК InfoWatch и председатель правления Ассоциации разработчиков программных продуктов «Отечественный софт», выступила на 3-м форуме «Технологии доверенного ИИ».

Один из ключевых тезисов Натальи Касперской на форуме – это негативное влияние ИИ на развитие общества и когнитивных возможностей человека.

Наталья Ивановна рассказала, что люди, которые часто используют различные ИИ-технологии, зачастую теряют собственные навыки мышления. Их уровень восприятия и критического мышления снижаются. Эти негативные последствия особенно чувствуются в сфере образования. Если мы хотим получить поколение умных людей – цифровизация образования, в частности работы школ, должна быть запрещена. Использование школьниками и студентами ИИ-помощников вредно. ИИ должен быть отделен от образования. Чтобы изучать базовые дисциплины, обучающемуся достаточно учебника, тетради и ручки. Ученик должен тренировать собственные когнитивные способности, а не полагаться на «умные» гаджеты.

Все более частые высказывания экспертов относительно запрета цифровизации образования основаны на ряде аргументов, которые заслуживают внимательного рассмотрения. Вот некоторые из них.

1. Потеря когнитивных способностей. Частое использование технологий ИИ может привести к снижению уровня критического мышления и творческих способностей учащихся. Это связано с тем, что учащиеся начинают полагаться на готовые решения, предоставляемые технологиями, вместо того чтобы развивать собственные навыки анализа и синтеза информации.

2. Необходимость развития базовых навыков. Для изучения большинства дисциплин действительно достаточно традиционных инструментов, таких как учебники, тетради и ручка. Эти инструменты позволяют ученикам самостоятельно обрабатывать информацию, что способствует развитию важных навыков, таких как чтение, письмо и арифметика.

3. Отсутствие новизны в образовании. Цифровизация не приносит существенных изменений в образовательный процесс. Многие технологии лишь дублируют существующие методы обучения, не предлагая принципиально новых подходов.

4. Деструктивные последствия в долгосрочной перспективе. Использование ИИ в образовательных процессах может привести к созданию поколения, которое неспособно мыслить независимо и творчески. Это может негативно сказаться на развитии общества в целом.

Однако позиция Натальи Касперской представляет собой радикальную точку зрения, которую, как любую крайность, можно подвергнуть критике. Рассмотрим контраргументы, подчеркивающие преимущества внедрения цифровых технологий в образовательный процесс.

1. Развитие современных компетенций. Современному обществу нужны специалисты, способные эффективно использовать современные технологии. Запрет на цифровизацию лишит студентов возможности приобрести необходимые навыки работы с ИИ и цифровыми инструментами, что сделает их менее конкурентоспособными на рынке труда.

2. Повышение эффективности обучения. Современные технологии предоставляют уникальные возможности для персонализации обучения. Например, адаптивное обучение позволяет учащимся двигаться в собственном темпе, фокусироваться на трудных темах и получать индивидуализированную обратную связь.

3. Доступ к знаниям и ресурсам. Интернет открывает доступ к огромному количеству учебных материалов, исследований и лекций лучших преподавателей мира. Ограничение доступа к этим ресурсам существенно ограничило бы возможности студентов расширять кругозор и углублять свои знания.

4. Подготовка к будущему рынку труда. Мир стремительно меняется, и будущее требует подготовки профессионалов, способных работать с большими объемами данных, анализировать их и применять полученные выводы. Без опыта взаимодействия с цифровыми технологиями студенты будут отставать от требований рынка труда.

5. Обеспечение инклюзивного образования. Технологии позволяют сделать образование доступным для всех категорий обучающихся, включая тех, кто имеет ограничения здоровья или живет в удаленных регионах. Игнорирование потенциала цифровых технологий приведет к усугублению неравенства в доступе к качественному образованию.

Таким образом, позиция Натальи Касперской заслуживает внимания, но не является бесспорной. Важно признать, что запрет на цифровизацию невозможен, как и запрет восхода солнца. Вместо полного отказа от технологий следует сосредоточиться на грамотном управлении процессом интеграции цифровых решений в учебный процесс, обеспечении баланса между традициями и инновациями и подготовке педагогов к эффективному использованию современных инструментов.

Ждем от наших педагогов публикаций об успешных практиках сочетания традиционных методов обучения с возможностями нейросетей.

Наталья Касперская: цифровизация образования должна быть запрещена