Министерство просвещения РФ представило проект обновлённого федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (ФГОС СОО), обсуждение которого продлится до 18 декабря. Ключевым нововведением стало официальное включение искусственного интеллекта (ИИ) в образовательную практику – шаг, который, по мнению экспертов, может стать началом глубокой трансформации всей системы обучения.
Инициатива была внесена по настоянию Российской академии наук. Академики убеждены: джина уже выпустили из бутылки, и запрещать использование нейросетей школьниками и студентами бесполезно – технологии уже прочно вошли в жизнь, и задача системы образования не бороться с ними, а научить грамотному и ответственному применению, потому что многие учащиеся довольно уверенно (правда, не всегда корректно им пользуются). Некоторые, наиболее продвинутые педагоги тоже узрели несомненную пользу в общении с нейросетями. При этом, однако, никто наших учителей специально не учит такому общению, да, собственно говоря, и учить-то некому: педагогам для этого нужны не программисты, а методисты по работе с нейросетями, а таковых пока очень мало. А позиция органов управления образованием и педагогической общественности основывается на официальной позиции Минпроса, которая вследствие слабости естественного интеллекта работников министерства заключалась только в негласном запрете использования интеллекта искусственного.
Однако нейросети медленно, но верно завоевали вполне заслуженное внимание и уже настолько прочно вошли в практику, что даже у наиболее отсталых чиновников созрела очевидная мысль о том, что если процесс запретить невозможно, то его нужно возглавить.
И вот мы имеем проект обновленного ФГОС СОО, где искусственный интеллект признается не только существующим, но и обязательным к применению в образовательной практике. Так, например, в п. 25 Проекта очень недвусмысленно указано, что «Программа должна быть направлена на <…> формирование у обучающихся системных представлений и опыта применения методов, технологий, в том числе цифровых, и форм организации проектной и учебно-исследовательской деятельности, использования компьютерных вычислений и средств искусственного интеллекта для достижения практико-ориентированных результатов образования;» (см. с. 14 Проекта). Более того, в п. 52 «Овладение универсальными учебными познавательными действиями» четко обозначен и планируемый результат: «уметь находить, критически оценивать и использовать информацию по различной тематике в сети Интернет, в том числе с использованием искусственного интеллекта;» (см. с. 81 Проекта).
Следует заметить, что речь идет не только и даже не столько об уроках информатики – умение работать с нейросетями заявлено в предметных результатах разных дисциплин. Получается, что каждый учитель-предметник должен уметь интегрировать нейросети в учебный процесс. Владение такими навыками становится частью профессиональной квалификации педагога.
Что это значит на практике?
Школам предстоит разработать программы, которые позволят ученикам не просто пользоваться ИИ, но и анализировать его ответы, проверять достоверность данных, применять технологии для решения практических задач. Учителям потребуется повышение квалификации, методическая поддержка и, возможно, создание новых учебных материалов.
Обновлённый ФГОС СОО – это признание того, что образование не может игнорировать технологический прогресс. Вместо запретов – интеграция, вместо страха – освоение. Остаётся надеяться, что за формальными изменениями последуют реальные шаги: обучение педагогов, разработка методик и создание инфраструктуры, которая позволит эффективно использовать ИИ в образовательной практике. Полный текст проекта можно посмотреть здесь.
